Могут ли коллекторы в Казахстане звонить родственникам должника?

08 ноября 2024

Иногда друзья, коллеги, родственники должника начинают получать звонки от коллекторов. Взыскатели пытаются навести справки о неплательщике, задать уточняющие вопросы. Должникам не нравится, что их ситуацию обсуждают со сторонними людьми. Сами третьи лица тоже не в восторге от того, что их беспокоят из-за чужих долгов. Сегодня расскажем, могут ли коллекторы в Казахстане связываться с третьими лицами и что делать для прекращения такого общения.

Могут ли коллекторы в Казахстане звонить родственникам должникаСегодня рынок коллекторских услуг в Казахстане подчиняется требованиям закона «О коллекторской деятельности». Поэтому именно в этом законе нужно искать ответы на любые вопросы, связанные с работой взыскателей.

Что говорит закон?

Согласно ст. 5 вышеуказанного закона, коллекторы действительно имеют право взаимодействовать с родственниками, знакомыми, друзьями, соседями должника и т. д. Их всех в законе называют третьими лицами.

Но любое взаимодействие должно осуществляться с соблюдением нескольких условий. Во-первых, коллекторы могут связываться с другими участниками только для того, чтобы установить место нахождения должника или уточнить его контактные данные. Часто бывает, что должник переехал в другой город, сменил номер телефона. Коллекторы не могут с ним связаться. Закон разрешает навести справки о должнике с помощью третьих лиц.

Во-вторых, чтобы взаимодействовать с третьим лицом, необходимо наличие такого условия в договоре кредитования, который подписал должник. Обычно такое условие в договоре присутствует. При оформлении договора кредиторы еще просят заемщика указать номера телефонов своих родственников, друзей. Именно с ними потом коллекторы могут связываться для того, чтобы собрать сведения о должнике.

В-третьих, любое третье лицо имеет право отказаться от взаимодействия с коллекторами. Для этого им не нужно писать заявления. Достаточно в устной форме сказать, что они не желают обсуждать эти вопросы и не хотят контактировать в дальнейшем.

Как происходит взаимодействие коллекторов с третьими лицами?

Если коллектор связывается с родственником, соседом или другом должника, то обязательно должен сообщить им следующую информацию:

  • Наименование коллекторского агентства
  • ФИО и должность представителя агентства
  • ФИО неплательщика

Работая с третьим лицом, коллекторы должны соблюдать следующие ограничения:

  • Личные встречи разрешены не более 3 раз в неделю в будние дни в период с 8 утра и до 21.00 вечера
  • Телефонные переговоры разрешены не более 3 раз в день в будние дни в период с 8 утра и до 21.00 вечера

В ходе взаимодействия коллекторы должны фиксировать процесс с помощью средств видео или аудиотехники. Также необходимо обеспечивать сохранность любых документов и информации, полученной в ходе разговора с третьим лицом.

Куда жаловаться на возможные нарушения со стороны коллекторов?

Иногда граждане жалуются на действия коллекторских агентств. В частности, при работе с третьими лицами, например, родственниками должника, коллекторы требуют у них погашения задолженности. Хотя третье лицо не является поручителем по кредиту и никак не связано обязательствами с кредитором. По сути, это просто контактное лицо, то есть гражданин, с которым можно связаться и уточнить информацию о должнике. Но требовать у него погашения долга нельзя.

Также иногда коллекторы могут превышать число допустимых контактов с третьим лицом или продолжать взаимодействие даже после того, как гражданин в явной форме выразил свое несогласие на дальнейшую работу с ним.

Кроме того, возможно использование коллекторами ложной информации. Например, третьих лиц просят повлиять на должника, чтобы он скорее погасил задолженность. В противном случае угрожают переходом долга на родственников. Хотя, если родственник не является поручителем по кредиту, то его чужие долги никак не касаются.

Если гражданин зафиксировал нарушения со стороны коллекторов, то следует обращаться с жалобой в Агентство Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка. На сайте ведомства есть раздел с электронными обращениями.

При подаче жалобы полезно собрать и приложить все доказательства нарушений — аудиозаписи звонков, скриншоты сообщений. Это поможет агентству более эффективно разобраться в ситуации и принять меры.

Граждане, которые просто хотят задать вопрос, получить консультацию или уточнить информацию справочного характера, могут позвонить в контактный центр по короткому номеру 1459. Также навести справки можно посредством мобильного приложения «Fingramota online».

Напомним, на нашем портале граждане могут быстро получить займы онлайн от проверенных МФО Казахстана. Взять микрозаймы могут граждане страны старше 18 лет. Для оформления заявки нужно перейти на официальный сайт кредитора и заполнить форму. Уже через несколько минут МФО предоставит свой ответ в СМС или путем отправки письма на электронную почту. В случае положительного решения гражданину предложат подписать кредитный договор специальным кодом. После этого заемные средства переведут на банковский счет или карту заемщика. Перевод средств осуществляется в круглосуточном режиме.

Понравилось?

0

Читайте также

Комментарии

Оставить
Комментарии отсутствуют, ваш будет первым.