Защита потребителей в Казахстане. Кто занимается?

16 мая 2022

Иногда потребители оказываются в непростом положении из-за хитрых действий ритейлеров, компаний и финансовых организаций. В нашей статье мы расскажем, как власти защищают потребителей в Казахстане и разберемся в соответствующем законе.

Защита потребителей в Казахстане. Кто занимаетсяЗакон о защите прав потребителей

Регулирование отношений между потребителем и поставщиком услуги, товара или работ, происходит согласно закону №274-IV «О защите прав потребителей». Расписывать данный документ полностью нет большого смысла, а вот выделить несколько важных аспектов стоит. В частности, в законе четко прописаны права приобретателей:

  1. Свободное заключение договоров на приобретение
  2. Получение знаний в сфере защиты прав приобретателей товаров и услуг
  3. Получение информации о товаре и продавце
  4. Приобретение безопасного товара
  5. Товар должен быть надлежащего качества
  6. Свободный выбор услуги или продукта
  7. Возможность возврата или обмена товара
  8. Возмещение ущерба, полученного от недостатков товара
  9. Можно требовать у продавца документы, которые подтверждают факт приобретения товара

Перечень достаточно большой, однако в нем охватывается весь спектр отношений между потребителем и продавцом. В 8 статье данного закона есть уточнение относительно первого пункта. Свободное заключение договора – это запрет на принуждение к подписанию данной бумаги. То есть, человек должен сам хотеть заключить договор с продавцом или компанией, которая предоставляет товары и услуги, и заставить его это сделать никто не может.

Интересно, что в договоре не должно быть условий, которые нарушают права потребителей. Это очевидное требование закона, но и здесь есть определенные нюансы, которые важно знать. Например, если вам предоставляют услугу, то не могут потребовать оплату на сумму свыше 30% от стоимости при невыполнении работ. Правда, это не касается туристических поездок и авиаперелетов по невозвратным билетам. Также продавец не может навязывать товары и услуги, которые не относятся к основной цели покупки, не может отказаться в возврате денежных средств при невыполнении работ и так далее.

Что касается обмена или возврата товара, который не подошел или был неисправен, то это можно сделать в ближайшие 14 дней после покупки. Деньги за покупку можно вернуть только в том случае, если аналогичной вещи на обмен, подходящей покупателю, не нашлось или же продавец не смог договориться с покупателем на обмен на другой товар с аналогичными свойствами.

Если вы купили товар ненадлежащего качества, то вы можете потребовать у продавца либо возместить в денежном эквиваленте недостатки товара, либо бесплатно устранить эти недостатки. Тут выбор за покупателем. Если же вы купили товар у ретейлера, а не у производителя, то можете потребовать возмещение затрат на устранение недостатков, замену товара на идентичный или аналогичный или полностью вернуть деньги за покупку. Срок, в течение которого можно обратиться за возмещением по недостаткам товара, составляет либо срок годности, либо гарантийный срок.

Отдельно хотелось бы затронуть тему общественных объединений потребителей. Их можно создавать, объединять в ассоциации. Основные возможности:

  1. Вносить на рассмотрение законодательные инициативы
  2. Принимать жалобы потребителей
  3. Представлять интересы потребителя в госорганах или судах
  4. Жаловаться в госорганы на нарушение прав потребителей
  5. Оказывать помощь и юридическую консультацию потребителям

Это основные положения законодательства, которые должен знать каждый потребитель и пользоваться ими в случае, если его права нарушены.

Куда обращаться за помощью?

Что делать, если вы считаете, что производитель или продавец решили нажиться на вас и продали товар ненадлежащего качества и отказались возместить недостатки, или же заставили подписать договор, который заведомо ущемляет ваши права? Для начала следует написать и направить продавцу досудебную претензию.

Если в течение 10 дней никакого ответа не получили или он вас не устроил, то вы можете обратиться в суд. Однако, если вы юридически не подкованы и не готовы вести это дело самостоятельно, то вам могут помочь решить проблему несколько инстанций:

  1. Департамент Комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей Министерства национальной экономики по месту жительства или требования
  2. Общественное объединение защиты прав потребителей по месту жительства
  3. Госкорпорация «Правительство для граждан»

Найти в интернете номер горячей линии или адрес подобной инстанции не составит труда и займет пару минут вашего времени. В этих инстанциях вам помогут провести дело в суде, окажут юридические консультации и т.д.

Особенно щепетильно стоит относиться к вопросу нарушения ваших прав, если на приобретение товара вы взяли заем онлайн или кредит наличными. Никому не захочется платить деньги в банк и при этом не пользоваться товаром или быть обманутым компанией, предоставляющей услуги.

Понравилось?

2

Читайте также

Комментарии

Оставить
Комментарии отсутствуют, ваш будет первым.